Говорение без действия и смысла

понедельник, 20 октября, 2008 - 11:58

Директор Академии студенческих лидеров ДВГТУ,
«Фабрика смыслов», г. Владивосток

Есть два уровня оперирования понятиями:
когда я знаю, О ЧЕМ это и когда я знаю, ЧТО это. Первый уровень - это
усредненный смысл сообщества, понимание которого напрямую определяет степень
социализации, от «взрослого» к «ребенку»: смысл, основанный на чужом
опыте.  ЧТО - ТО самое по себе
основывается на собственном опыте и, являясь функцией от сущностной
составляющей личности, определяет её.

Я
значительно опоздала на показ, и вошла в зал, когда на экране в белой мгле
метались лошадиные силуэты, а Михалков вещал об исполненной трудом жизни
коняги. Таким образом, я «упустила» возможность настроиться в унисон с
аудиторией и некоторое время провела в размышлениях, «цепляли» бы меня тяготы
лошадиной судьбы, будь я с начала сеанса.

Идеологи,
к числу коих причисляют и Михалкова, -  виртуозы передергивания смыслов, и, если
упрощенно: они скармливают свое О ЧЕМ-ТО, как ЧТО-ТО, что на самом деле
воспринимается «кушающим» как О ЧЕМ-ТО, но усиленно создается видимость
восприятия ЧЕГО-ТО.

Это
можно проследить по дальнейшему содержанию фильма: Михалков рассказывает О
ЧЕМ-ТО - о трагедии писателя Шмелева.  Пропуская
это через себя, проецирует трагедию на национальный уровень, претендуя на глас
нации, народа, от  лица которого он может
говорить об этой трагедии, как про собственный опыт -  говорить ЧТО-ТО. Чем отвечает зритель во время обсуждения: «не прощу красным», «мы
потомки этих людей», «почему молодежь уезжает за границу», говорят о
национализме в Прибалтике, об истории в принципе,  о том, что «война - это естественное
развитие».... И все расходятся, удовлетворенные иллюзией, что сегодня они даже не
сказали, а сделали ЧТО-ТО - что-то очень значимое для своей страны. Сколько нас
таких по всей стране ежедневно расходится?

Я
считаю низким и бесчестным  допускать
подобные спекуляции: человек реально подтверждает значимость иллюзии в обмен на
иллюзорное чувство причастности к нации, к истории и настоящему своей страны.
Но это только моя личностная позиция, потому как, если технология работает, она
уже вполне себе самостоятельно живет, значит,  может считаться состоявшимся явлением.

Фильм Михалкова и вызываемая им реакция
есть, на мой взгляд, еще один индикатор, подтверждающий отсутствие
упорядоченности смыслового поля.  Нет
нации, потому что нет системы смыслов - иначе ценностей
.
Человек дезориентирован во времени и пространстве:  христианство помимо прочего утверждает
линейный ход времени, христианство утратило смысл. Как следствие имеем
системный и временной сбой: ни прошлого, ни будущего нет - Апокалипсис настал J

С этим
нужно жить. Принять, осмыслить и только после этого действовать. К слову, профессор философии Ячин Сергей Евгеньевич
привел очень мне понравившуюся  модель
«жития»: есть сущее и должное, а действие направленно на сокращение разницы
между ними
. Я не уверена, что «говорение» - эффективная технология для
изменения сложившейся ситуации. 
«Говорение» без действия - без собственного опыта -  не имеет смысла, а действие не имеет смысла
без направленности (направленность ни кем-то  на что-то, а через собственное осознание
сущего и должного): «Дети минут никогда не поймут круговорота часов» - Виктор
Цой.                                                                                  

По итогам киновстречи «Русские без
России» молодёжного дискуссионного клуба «МГЕР-3
D» 

Людмила Коростей, директор Академии студенческих лидеров ДВГТУ,

«Фабрика смыслов», г. Владивосток
Поделиться:
0
0
0

Голоса: 180