Под общую гребенку

четверг, 19 сентября, 2013 - 16:15

Не так давно Британской компанией QS Quacquarelli Symonds – одной из лучших в мире компаний, специализирующихся на составлении образовательных рейтингов, была представлена версия рейтинга QS «200 лучших вузов мира — 2013». В нем оказались 18 российских ВУЗов. Повод ли это для гордости, или, возможно, наоборот – для огорчения и критики? Посмотрим на критерии, путем соответствия которым университеты попадают в рейтинг. Всего таких критериев, по данным «РИА-Новости», шесть:

1. Академическая репутация 40% – мнения профессоров и преподавателей, ведущих научную деятельность, а также высшего руководства университетов, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования по их зоне компетенций проводятся на самом высоком уровне.

2. Репутация среди работодателей 10% – приглашения к участию рассылаются по компаниям всех индустрий, размером от ста сотрудников и выше.

3. Соотношение преподавательского состава к числу студентов 20% — источником этих данных являются не только сведения самих вузов, но и данные государственных организаций. Учитывается число студентов полного цикла обучения и число преподавателей на полной занятости, заочники и поставочники считаются по конверсии 1 к 3.

4. Индекс цитируемости 20% — этот критерий включает в себя количество цитат из опубликованных научных исследований на число преподавателей и исследователей, работающих в вузе как в основном месте работы на протяжении как минимум одного семестра. Для российских ученых – это один из самых сложных показателей,  как в силу слабого владения английским языком, так и в силу ряда других причин: закрытые исследования, отсутствие международной публикации в числе приоритетов, сложные связи между РАН и вузами.

5. Доля иностранных студентов 5% —отражает  степень привлекательности учебного заведения на международной арене. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, и обучающиеся на кампусе вуза на протяжении как минимум семестра и не являющиеся студентами по обмену.

6. Доля иностранных преподавателей 5% — учитываются преподаватели, работающие на условиях полной занятости либо на полставки, и проводящие в университете не менее одного семестра.

И вот тут возникает несколько вопросов. Одним из первых относительно последнего пункта  – разве наши, российские преподаватели хуже иностранных, которые должны практиковать  в наших вузах? Кто лучше знает наших студентов, кроме наших преподавателей – представителей одной культуры (в большинстве случаев), представителей одного языка?

Индекс цитируемости…  очень большое количество трудов наших преподавателей не выходит на международную арену. Прежде всего, в силу языковых ограничений. Но, тем не менее, в стенах российских учебных заведений порой создаются гениальные вещи.  О некорректности критериев можно говорить бесконечно.

18 российских ВУЗов, всего 18, в то время как в каждом городе их, как правило, не менее 5.  Какой вывод из этого можно сделать? Неужели российское образование настолько низкого качества? Притом, что многие именно российские ученые, выпускники российских вузов проводят за рубежом масштабные исследования, совершают грандиозные открытия. Быть может дело вовсе и не в нас, а в критериях, которые разрабатывались британцами под свои реалии?

Проскурина Анастасия

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 182